Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

07.04.2016

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области В.Н. Олемского на российско-китайском семинаре  на тему «Роль ВОФК (высших органов финансового контроля) в системе государственной власти и гражданском обществе. Оценка деятельности правительства»

Тема доклада: «Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты Воронежской области в целях повышения эффективности регионального государствен­ного управления»

г. Москва, 7 апреля 2016 года

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Уважаемый Чжан Туна!

Уважаемые участники семинара!


1. Создание независимых органов внешнего финансового контроля является одним из важнейших условий надлежащего и эффективного использования общественных ресурсов. Это  подтверждено международным опытом и зафиксировано в международных стандартах высших органов аудита ИНТОСАИ.

Владимир Владимирович Путин, выступая на  расширенном заседании Коллегии Счетной палаты РФ, отметил, что Счётная палата занимается вопросами чрезвычайно важными для эффективной работы государственных структур. Её отчёты  содержат объективную, подробную информацию об эффективности и результативности расходования средств государства, а выверенные и профессиональные выводы ложатся в основу важнейших государственных решений.

2. Положительное влияние внешнего контроля на процесс государственного управления обуславливает его активное развитие и в российских регионах, в том числе в Воронежской области.

Основным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты Воронежской области в целях повышения эффективности регионального государственного управления является, в первую очередь, совершенствование собственной работы, в том числе:

– изменение подходов к планированию;

– усиление акцента на анализе эффективности деятель­ности государственных органов власти;

– расширение работы по реализации результатов про­веденных мероприятий.

2.1. Сегодня планирование деятельности Контрольно-счетной палаты основывается на ряде важнейших принципов, позволяющих, с одной стороны, оптимизировать использование трудовых и материальных ресурсов, а с другой, повысить заинтересованность органов власти и общественности в результатах внешнего контроля.

2.1.1. В первую очередь это достигается путем планирования  мероприятий по актуальным проблемам социально-экономического развития региона. Например, в 2015 году тематика проверок КСП касалась таких важных сфер жизнедеятельности региона как повышение инвестиционной привлекательности, государственная поддержка сельского хозяйства и малого предпринимательства, строительство и реконструкция дорог.

2.1.2. Также при составлении плановых документов важным является применение риск-ориентированного подхода. Для включения в план мы выбираем объекты и направления расходования средств, которые наиболее подвержены рискам незаконного или неэффективного использования. Отмечу, что традиционно, наибольшее количество нарушений выявляется нами в сферах капитальных вложений и использования  имущества.

Риск-ориентированный подход мы применяем также при определении сроков проведения конкретного контрольного  мероприятия и количества задействованных в нем сотрудников КСП.

2.2. Наряду с совершенствованием планирования меняются наши подходы к проведению мероприятий. Вслед за Счетной палатой России мы переходим от финансового контроля к государственному аудиту, направленному не только на проверку финансовых операций, но и на анализ эффективности управленческой деятельности органов власти. Считаем, что это является правильным вектором развития внешнего финансового контроля, так как именно такой подход к содержанию контрольной деятельности влияет на увеличение прозрачности работы государственных структур и повышает их ответственность за принятые решения.

Переходу Контрольно-счетной палаты Воронежской области  к проведению аудита способствует развитие на территории региона  внутреннего государственного финансового контроля. Ведь именно на него ложится основная нагрузка по проведению детальных проверок финансовой отчетности.

Для повышения эффективности региональной системы государственного финансового контроля создаются механизмы взаимодействия контролирующих структур.

Так, в 2015 году между Контрольно-счетной палатой Воронежской области и региональным органом государственного внутреннего финансового контроля – у нас это департамент финансов Воронежской области, заключено соглашение о взаимодействии.

В данном документе учтены рекомендации, изложенные в стандартах Международной организации высших органов финансового контроля ИНТОСАИ, в том числе в стандарте Координации и взаимодействия между высшим органом аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе.

В соглашении предусмотрены следующие формы взаимодействия:

– координация планов работы;

– проведение совместных мероприятий;

– обмен информацией, полученной при осуществлении контрольной деятельности;

– разработка совместных методических рекомендаций и предложений для совершенствования системы регионального финансового контроля;

– обмен опытом работы;

– и ряд других направлений сотрудничества.

Усиление акцента в деятельности Контрольно-счетной палаты на анализе эффективности позволяет выявлять случаи нерациональных и непродуманных действий государственных и муниципальных властей, влекущие немалые потери бюджетных средств. Приведу несколько примеров.

Так, при проверке одного из районов Воронежской области установлено, что значительные площади муниципального имущества (4 тыс. кв. м) были переданы в безвозмездное пользование различным организациям. При этом для размещения собственных муниципальных учреждений арендовались помещения у коммерческих структур, за что выплачивалось более миллиона рублей в год.

Другой пример – ситуация, когда за счет средств областного бюджета для федерального образовательного учреждения Воронежского государственного университета была приобретена чаша бассейна и произведены пуско-наладочные работы на сумму чуть менее 50,0 млн. рублей. В тоже время, ежегодная арендная плата областных спортивных школ за аренду бассейнов у других организаций  составляла порядка 33 млн. рублей. По результатам нашей проверки с университетом заключено соглашение, плавательные дорожки этого бассейна теперь будут предоставляться региональным спорторганизациям на льготных условиях с 50 % скидкой. Это, безусловно, скажется на будущей экономии бюджетных средств.

Также к потерям ведет несогласованность действий должностных лиц при создании новых объектов. Например, часть зеленых насаждений, посаженных в ходе благоустройства территории Дворца культуры в одном из городских поселений области, впоследствии была удалена при устройстве пешеходной дорожки. Сотни тысяч  рублей, затраченные на благоустройство, были израсходованы впустую.

Могу привести еще немало подобных примеров неэффективных решений органов государственной власти. Наши проверки помогают их выявлять и проводить работу по оптимизации использования государственных ресурсов.

2.3. Еще одним важнейшим направлением совершенствования деятельности Контрольно-счетной палаты Воронежской области является расширение работы по реализации результатов проведенных мероприятий.

Помимо контроля за исполнением представлений и предписаний, мы на регулярной основе производим анализ и обобщение выявленных нарушений и недостатков. Это позволяет выявлять часто повторяющиеся и наиболее существенные проблемы в использовании государственных ресурсов, определять причины их возникновения и намечать возможные пути решения.

Полученная информация доводится до сведения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривается на заседаниях правительства Воронежской области, обсуждается на коллегиях Контрольно-счетной палаты с участием депутатов Воронежской областной Думы и представителей исполнительных органов власти.

В результате, для устранения и предотвращения типовых нарушений органами власти принимаются комплексные меры, причем не только в уже проверенных организациях, но также на других объектах, где могут возникнуть аналогичные ситуации. Итогом расширения работы Контрольно-счетной палаты по реализации результатов мероприятий является сокращение количества допускаемых нарушений и недостатков.

Например, итоги наших комплексных проверок муниципальных образований рассматриваются на расширенных совещаниях у губернатора области с главами администраций муниципальных районов и город­ских округов. В 2016 году такое совещание состоялось в феврале.

По итогам мероприятия губернатор порекомендовал органам местного самоуправления самостоятельно проанализировать ситуацию в своих муниципалитетах и, в случае необходимости, принять соответствующие меры для устранения проблем в использовании бюджетных средств. Кроме того, соответствующим структурным подразделениям правительства области было поручено выявить системные причины допускаемых нарушений и провести работу по их устранению, в том числе рассмотреть необходимость совершенствования нормативной правовой базы региона. Губернатором было указано на необходимость принятия всех возможных мер для повышения эффективности использования каждого бюджетного рубля.

3. Хотел бы отметить, что, несмотря на совершенствование  нашей деятельности, оказывать заметное влияние на качество государственного управления было бы весьма затруднительным без понимания областного правительства значимости внешнего финансового контроля и готовности сотрудничать с нами.

В Воронежской области благодаря тесному сотрудничеству исполнительные органы власти всегда внимательно изучают результаты проверок и наши ежегодные отчеты, принимают исчерпывающие меры для устранения выявленных проблем. При этом значительное количество решений по совершенствованию деятельности проверяемых объектов вырабатывается нами совместно.

4. Таким образом, совершенствование деятельности   Контрольно-счетной палаты Воронежской области и построение конструктивных взаимоотношений с региональными органами власти позволяет нам играть довольно заметную роль в повышении эффективности деятельности областного правительства. Наиболее ярким подтверждением этому является сокращение выявляемых Контрольно-счетной палатой нарушений. Если в 2014 году они составляли 3 млрд. рублей, то в 2015 году их объем снизился почти на треть – до 2 млрд.

Это притом, что количество проверенных объектов и объем проконтролированных средств изменились незначительно. Ежегодно мы проверяем в среднем около 200 объектов. В денежном выражении объем нашей работы составляет примерно 42 млрд рублей в год.

В заключение отмечу, что мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Наше дальнейшее развитие направлено на продолжение внедрения современных методов контрольной деятельности и укрепление сотрудничества с органами власти Воронежской области.

Благодарю за внимание!

Возврат к списку

Введите логин и пароль: